История происхождения башкир.
Хозяйство.
Башкирские шежере, относящиеся к периоду до и после присоединения Башкортостана к Русскому государству, свидетельствуют о ведущей роли скотоводства в хозяйстве юго-восточных башкир. Об этом прямо говорится в шежере бурзян и усерганов (Башкирские шежере. С. 32). Исторические источники свидетельствуют, что одним из условий вхождения башкир в состав Русского государства была плата в царскую казну в виде ясака значительного количества шкурок куниц, лисиц, бобров, а так же меда, что является показателем высокого уровня развития охоты и бортничества.
У юго-восточных башкир скота имелось гораздо больше, чем у других башкир. По наблюдениям уфимского вице-губернатора П.Р.Аксакова (1743 год), среди башкир юго-восточного Башкортостана было много крупных скотовладельцев, имеющих от двух до пяти тысяч лошадей. Что касается земледелия, то юго-восточные башкиры "хлеба пахать не охотники" (Материалы по истории Башкирской АССР (в дальнейшем: МИБ). Ч.1. М. - Л., 1936. № 71. С. 204).
Традиционное занятие юго-восточных башкир - пчеловодство - продолжало играть значительную роль в хозяйстве. В XVIII веке господствующим было бортничество. П.И.Рычков сообщает, что в Башкортостане "много (башкир - Р.Я.) таких, из которых у одного по нескольку тысяч бортевых деревьев имеется" (Топография Оренбургская, то есть обстоятельное описание Оренбургской губернии. Ч.1. СПб., 1762. С. 298).
Одной из побочных отраслей хозяйства являлась охота. В грамоте из Приказа Казанского Дворца (1694 год) говорится, что башкиры, в том числе юго-восточные, жаловались царям Ивану и Петру Алексеевичам: "от того их (переселенцев - Р.Я.) многолюдства в вотчинах их всякий зверь: лось и медведи, лисицы, и куницы, и белки отошли и бобровые вяжи запустели, и им зверя бить, и рыбу ловить, и конских стад и скотины выпускать стало негде... ясаку и всяких податей платить стало им нечем" (МИБ. Ч.1. № 3. С. 82).
Охота, как видно, уже в конце XVII века, если не раньше, начинает терять свое экономическое значение. Именно поэтому местная админстрация заменила ясак натурой - деньгами. Начальник Оренбургской экспедиции И.К.Кириллов доносил в Кабинет в 1735 году, что "ясашные (башкиры - Р.Я.), також де разность имеют в платеже ясаку - одни лисей оклад, другие куничной, да за бобровые гоны - бобры, за бортное ухожье - мед, однако же натурою, но все деньгами, установычными ценами по старому обыкновению" (МИБ. Т.3. № 549. С. 49). Охота скорее носила характер спорта. Только бедняки охотились с целью добыть себе пищу.
Хозяйство башкир, в том числе юго-восточных, на рубеже XVIII-XIX веков авторами того времени обычно характеризуется как скотоводческое. Так, граф Пушелев, побывавший среди башкир в 1800 году, писал, что башкиры только "зимою живут в избах, не имея никакого на дворах строения, кроме жердяной огородни", так как они"... более народ кочевой... все богатство и пропитание происходит от скотоводства" (Российский государственный военно-исторческий архив (в дальнейшем: РГВИА). Ф. ВУА, д. 18895, л. 12 об.). Георги также сообщает, что главным видом хозяйства башкир является полукочевое скотоводство. Башкиры зимой живут "в одноместных хижинах", а летом в "юртах", т. е. войлочных кибитках. В Уральских горах жилищами служили постройки "на четыре угла продолговато", покрытие "берестою" (Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799. С. 529).
Башкиры разводили главным образом лошадей. Лошадь приспособлена к тебеневке и может в течение круглого года находиться на подножном корме. В условиях Южного Урала она не нуждалась ни в стойловом содержании, ни в заготовке для нее на зиму корма. Кроме того, жеребенок сразу же после появления на свет может следовать за косяками в его передвижениях с пастбища на пастбище и при перекочевке. Лошади обеспечивали почти все потребности башкир. Они служили средством передвижения, их мясо было главным продуктом питания. Из кобыльего молока делали кумыс. Конская шкура шла на изготовление одежды и посуды. Существовала особая порода башкирских лошадей - низкорослая, но крепкая, быстрая и неприхотливая. В источниках часто отмечается, что башкирские "лошади самою природою назначены для степных походов - никогда не зная сухого корма, они всегда довольствуются подножным: летом зеленою травою, а зимою мерзлым ковылем, выгребаемым ими же из-под снега, - особенно замечательным в этих лошадях крепость ног и копыт, которые никогда незнакомы с подковами, не затрудняются ни в какое время года и удивляют своею цепкостью на езде по крутым горам".
В стадо входил также крупный рогатый скот, который у богатых "в половину противу лошадей". Его мясо употреблялось в пищу, а из молока делались молочные продукты - сметана, кислое молоко, творог,сливочное масло, топленое масло, напиток, сыр и др. Кожа шла на изготовление обуви и других предметов.
прялка
|
|
Из мелкого рогатого скота башкиры держали овец. Овцы неприхотливы, при малом снеговом покрове сами добывают подножный корм. Ягнята после окота только два-три дня нуждаются в уходе, а затем свободно передвигаются за стадом. Мясо овцы шло в пищу, из овечьей шерсти валяли войлок, изготовляли ковры и сукна, делали обувь, из овечьих шкур шили зимнюю одежду.
Коз башкиры разводили мало. Шерсть коз употреблялась на изготовление половиков-ковров и сукна, из пуха вязали шали и шарфы.
Крупного рогатого скота, овец и коз по сравнению с лошадьми башкиры держали гораздо меньше. Это объясняется тем, что лошади легко переносили зимнюю тебеневку, тогда как другой скот при буранах и гололедицах подвергался падежу.
К числу домашних животных башкир надо отнести и двугорбых верблюдов. Юго-восточные башкиры "имеют верблюдов" (Арихив Географического общества России (в дальнейшем: АГОР). Разряд 26, оп. 1, № 19, л. 81), - читаем мы в одном из архивных источников 20-х годов XIX века. В.М.Черемшанский пишет, что у башкир, живущих по рр. Белой... Сакмаре и Исети, имеются верблюды (Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом отношениях. Уфа, 1859. С.53). По официальным данным, в 1850 году у башкир Оренбургской губернии имелось 774 верблюда (Черемшанский В.М. Указ. соч. С.53). Видимо, раньше их было гораздо больше. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов башкиры представили более тысячи верблюдов для нужд армии. Кроме того, башкиры не раз обеспечивали верблюдами русские военные экспедиции в казахские степи (Казанцев И. Описание башкирцев. СПБ., 1866. С. 95).
В 1847 году капитан Герн и поручик Васильев, составляя военно-статистическое обозрение Оренбургского края, отмечали, что юго-восточные башкиры "только осень и зиму проводят в бедных и нечистых избах своих, с 15 же мая по 15 сентября, переходя с кочевками с места на место, на расстоянии от 5 до 35 верст от деревень своих, занимаются скотоводством..." (РГВИА. Ф. ВУА, д. 188899, л.л. 69-69 об.).
Современники, побывавшие среди башкир-полукочевников, отмечали, как они с большими трудностями переносят зиму, как с приближением весны их (башкир - Р.Я.) лица расцветают радостью, все сердца бьются ожиданием" (Черемшанский В.М. Указ. соч. С. 144). У них заранее все готово для ухода на кочевку. Особенно занимательны дни отъезда. Мужчины, "собираясь толпами на улице", говорят о будущих кочевках, "не заботясь больше ни о чем", женщины собирают вещи, а старики, "переходя от одной толпы к другой", рассказывают молодежи "о прелестях давно минувших кочевок". И вот наступает долгожданный день. "Собирается истощенный от бескормицы скот, лошади запрягаются в арбы, в которые складывается вся домашняя рухлядь, другие седлаются под отдельных седоков и таким образом целыми вереницами отправляются в поход...". Обычно степные башкиры кочевали в степях рядом с водой, а горно-лесные - на полянах и в горных долинах, обильных ручьями. Летними жилищами как у степных, так и горно-лесных башкир являлись войлочные кибитки и лачуга, бедняки строили балаганы. С наступлением осени они возвращались в деревни, и начиналась обычная жизнь с "нуждами и крайностями". Скот опять "всю зиму гуляет в степи на тебеневке и только жеребята да мелкий скот держатся в это время дома и кормятся сеном, соломой - и то в пропорции слишком скудной" (Российский государственный исторический архив (в дальнейшем: РГИА). Ф. 1281, оп. 5, д. 79, л. 34 об.).
Сенокошение в рассматриваемое время было распространено по всему Башкортостану. Но даже в конце 1840-х годов у юго-востояных башкир, хотя "заготовление сена для собственного употребления и на продажу производится в больших размерах", но "все не соответственно потребности скотоводства, так как во многих местах скотина тебенеет, т. е. зимой прокармливается сама подножным кормом" (РГИА. Ф. 1281, оп. 5, д. 75, л.5).
|
Хозяйственные орудия (слева) и орудия обработки зерна (справа) |
Земледелием юго-восточные башкиры занимались мало. Но в течение первой половины XIX века появляются хозяйства, размеры посевов которых были (в башкирских масштабах) большими. Башкир деревни Иткуловой Тунгауровской волости Верхнеуральского уезда Давлеткильды Култаев писал в 1815 году, что "...25 апреля... поехали для посева ярового хлеба и хлебопашества. На пашню взяли 19 лошадей. День и ночь пахали. 26-го после полудни отец поехал в деревню за семенами, они кончились" (ЦГИА РБ. Ф. И-2, оп. 65, д. 557, л. 6-7). Хозяйство Давлеткильды Кутлуева, вероятно, было крупным, если в посеве участвовали, кроме него, еще 6 человек.
По "Именному списку" (1845 год) в Верхнеуральском уезде высеявших от 100 и более пудов - насчитывалось 106 человек (ЦГИА РБ. Ф. И-2,оп. 1, д. 5406, л. 56-62). От 100 до 150 пудов высеяли 83 хозяина, от 150 до 200 пудов - 17 и свыше 200 пудов - 6. В деревнях Юлдашевой, Байрамгуловой, Карагужиной, Наурузовой и Юламановой таких людей набиралось 5-6. Более 200 пудов высеяли Гумер Кулушбаев и Алтынбай Исянгалин из деревни Рахметовой, Габдулвахит Габдрахманов их деревни Баимовой, Яушбай Мулдаев и Мансур Хасянов из деревни Исламгуловой. Самый крупный посев пинадлежал Баймухамету Абдулвагапову из деревни Базаргуловой. Он высеял 250 пудов.
|
Ручная деревянная мельница.
|