История происхождения башкир

Сайт МОУ "Сунарчинская СОШ"

История происхождения башкир

 

История происхождения башкир.

Хозяйство.

Башкирские шежере, относящиеся к периоду до и после присоединения Башкортостана к Русскому государству, свидетельствуют о ведущей роли скотоводства в хозяйстве юго-восточных башкир. Об этом прямо говорится в шежере бурзян и усерганов (Башкирские шежере. С. 32). Исторические источники свидетельствуют, что одним из условий вхождения башкир в состав Русского государства была плата в царскую казну в виде ясака значительного количества шкурок куниц, лисиц, бобров, а так же меда, что является показателем высокого уровня развития охоты и бортничества.

У юго-восточных башкир скота имелось гораздо больше, чем у других башкир. По наблюдениям уфимского вице-губернатора П.Р.Аксакова (1743 год), среди башкир юго-восточного Башкортостана было много крупных скотовладельцев, имеющих от двух до пяти тысяч лошадей. Что касается земледелия, то юго-восточные башкиры "хлеба пахать не охотники" (Материалы по истории Башкирской АССР (в дальнейшем: МИБ). Ч.1. М. - Л., 1936. № 71. С. 204). 

Традиционное занятие юго-восточных башкир - пчеловодство - продолжало играть значительную роль в хозяйстве. В XVIII веке господствующим было бортничество. П.И.Рычков сообщает, что в Башкортостане "много (башкир - Р.Я.) таких, из которых у одного по нескольку тысяч бортевых деревьев имеется" (Топография Оренбургская, то есть обстоятельное описание Оренбургской губернии. Ч.1. СПб., 1762. С. 298).

Одной из побочных отраслей хозяйства являлась охота. В грамоте из Приказа Казанского Дворца (1694 год) говорится, что башкиры, в том числе юго-восточные, жаловались царям Ивану и Петру Алексеевичам: "от того их (переселенцев - Р.Я.) многолюдства в вотчинах их всякий зверь: лось и медведи, лисицы, и куницы, и белки отошли и бобровые вяжи запустели, и им зверя бить, и рыбу ловить, и конских стад и скотины выпускать стало негде... ясаку и всяких податей платить стало им нечем" (МИБ. Ч.1. № 3. С. 82).
    Охота, как видно, уже в конце XVII века, если не раньше, начинает терять свое экономическое значение. Именно поэтому местная админстрация заменила ясак натурой - деньгами. Начальник Оренбургской экспедиции И.К.Кириллов доносил в Кабинет в 1735 году, что "ясашные (башкиры - Р.Я.), також де разность имеют в платеже ясаку - одни лисей оклад, другие куничной, да за бобровые гоны - бобры, за бортное ухожье - мед, однако же натурою, но все деньгами, установычными ценами по старому обыкновению" (МИБ. Т.3. № 549. С. 49). Охота скорее носила характер спорта. Только бедняки охотились с целью добыть себе пищу.
    Хозяйство башкир, в том числе юго-восточных, на рубеже XVIII-XIX веков авторами того времени обычно характеризуется как скотоводческое. Так, граф Пушелев, побывавший среди башкир в 1800 году, писал, что башкиры только "зимою живут в избах, не имея никакого на дворах строения, кроме жердяной огородни", так как они"... более народ кочевой... все богатство и пропитание происходит от скотоводства" (Российский государственный военно-исторческий архив (в дальнейшем: РГВИА). Ф. ВУА, д. 18895, л. 12 об.). Георги также сообщает, что главным видом хозяйства башкир является полукочевое скотоводство. Башкиры зимой живут "в одноместных хижинах", а летом в "юртах", т. е. войлочных кибитках. В Уральских горах жилищами служили постройки "на четыре угла продолговато", покрытие "берестою" (Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799. С. 529).
    Башкиры разводили главным образом лошадей. Лошадь приспособлена к тебеневке и может в течение круглого года находиться на подножном корме. В условиях Южного Урала она не нуждалась ни в стойловом содержании, ни в заготовке для нее на зиму корма. Кроме того, жеребенок сразу же после появления на свет может следовать за косяками в его передвижениях с пастбища на пастбище и при перекочевке. Лошади обеспечивали почти все потребности башкир. Они служили средством передвижения, их мясо было главным продуктом питания. Из кобыльего молока делали кумыс. Конская шкура шла на изготовление одежды и посуды. Существовала особая порода башкирских лошадей - низкорослая, но крепкая, быстрая и неприхотливая. В источниках часто отмечается, что башкирские "лошади самою природою назначены для степных походов - никогда не зная сухого корма, они всегда довольствуются подножным: летом зеленою травою, а зимою мерзлым ковылем, выгребаемым ими же из-под снега, - особенно замечательным в этих лошадях крепость ног и копыт, которые никогда незнакомы с подковами, не затрудняются ни в какое время года и удивляют своею цепкостью на езде по крутым горам".
    В стадо входил также крупный рогатый скот, который у богатых "в половину противу лошадей". Его мясо употреблялось в пищу, а из молока делались молочные продукты - сметана, кислое молоко, творог,сливочное масло, топленое масло, напиток, сыр и др. Кожа шла на изготовление обуви и других предметов.
 


 
                                             прялка

    Из мелкого рогатого скота башкиры держали овец. Овцы неприхотливы, при малом снеговом покрове сами добывают подножный корм. Ягнята после окота только два-три дня нуждаются в уходе, а затем свободно передвигаются за стадом. Мясо овцы шло в пищу, из овечьей шерсти валяли войлок, изготовляли ковры и сукна, делали обувь, из овечьих шкур шили зимнюю одежду.
    Коз башкиры разводили мало. Шерсть коз употреблялась на изготовление половиков-ковров и сукна, из пуха вязали шали и шарфы.
    Крупного рогатого скота, овец и коз по сравнению с лошадьми башкиры держали гораздо меньше. Это объясняется тем, что лошади легко переносили зимнюю тебеневку, тогда как другой скот при буранах и гололедицах подвергался падежу.
    К числу домашних животных башкир надо отнести и двугорбых верблюдов. Юго-восточные башкиры "имеют верблюдов" (Арихив Географического общества России (в дальнейшем: АГОР). Разряд 26, оп. 1, № 19, л. 81), - читаем мы в одном из архивных источников 20-х годов XIX века. В.М.Черемшанский пишет, что у башкир, живущих по рр. Белой... Сакмаре и Исети, имеются верблюды (Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом отношениях. Уфа, 1859. С.53). По официальным данным, в 1850 году у башкир Оренбургской губернии имелось 774 верблюда (Черемшанский В.М. Указ. соч. С.53). Видимо, раньше их было гораздо больше. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов башкиры представили более тысячи верблюдов для нужд армии. Кроме того, башкиры не раз обеспечивали верблюдами русские военные экспедиции в казахские степи (Казанцев И. Описание башкирцев. СПБ., 1866. С. 95).

В 1847 году капитан Герн и поручик Васильев, составляя военно-статистическое обозрение Оренбургского края, отмечали, что юго-восточные башкиры "только осень и зиму проводят в бедных и нечистых избах своих, с 15 же мая по 15 сентября, переходя с кочевками с места на место, на расстоянии от 5 до 35 верст от деревень своих, занимаются скотоводством..." (РГВИА. Ф. ВУА, д. 188899, л.л. 69-69 об.).
    Современники, побывавшие среди башкир-полукочевников, отмечали, как они с большими трудностями переносят зиму, как с приближением весны их (башкир - Р.Я.) лица расцветают радостью, все сердца бьются ожиданием" (Черемшанский В.М. Указ. соч. С. 144). У них заранее все готово для ухода на кочевку. Особенно занимательны дни отъезда. Мужчины, "собираясь толпами на улице", говорят о будущих кочевках, "не заботясь больше ни о чем", женщины собирают вещи, а старики, "переходя от одной толпы к другой", рассказывают молодежи "о прелестях давно минувших кочевок". И вот наступает долгожданный день. "Собирается истощенный от бескормицы скот, лошади запрягаются в арбы, в которые складывается вся домашняя рухлядь, другие седлаются под отдельных седоков и таким образом целыми вереницами отправляются в поход...". Обычно степные башкиры кочевали в степях рядом с водой, а горно-лесные - на полянах и в горных долинах, обильных ручьями. Летними жилищами как у степных, так и горно-лесных башкир являлись войлочные кибитки и лачуга, бедняки строили балаганы. С наступлением осени они возвращались в деревни, и начиналась обычная жизнь с "нуждами и крайностями". Скот опять "всю зиму гуляет в степи на тебеневке и только жеребята да мелкий скот держатся в это время дома и кормятся сеном, соломой - и то в пропорции слишком скудной" (Российский государственный исторический архив (в дальнейшем: РГИА). Ф. 1281, оп. 5, д. 79, л. 34 об.).
    Сенокошение в рассматриваемое время было распространено по всему Башкортостану. Но даже в конце 1840-х годов у юго-востояных башкир, хотя "заготовление сена для собственного употребления и на продажу производится в больших размерах", но "все не соответственно потребности скотоводства, так как во многих местах скотина тебенеет, т. е. зимой прокармливается сама подножным кормом" (РГИА. Ф. 1281, оп. 5, д. 75, л.5).
 

    

Хозяйственные орудия (слева)
и орудия обработки зерна (справа)

    Земледелием юго-восточные башкиры занимались мало. Но в течение первой половины XIX века появляются хозяйства, размеры посевов которых были (в башкирских масштабах) большими. Башкир деревни Иткуловой Тунгауровской волости Верхнеуральского уезда Давлеткильды Култаев писал в 1815 году, что "...25 апреля... поехали для посева ярового хлеба и хлебопашества. На пашню взяли 19 лошадей. День и ночь пахали. 26-го после полудни отец поехал в деревню за семенами, они кончились" (ЦГИА РБ. Ф. И-2, оп. 65, д. 557, л. 6-7). Хозяйство Давлеткильды Кутлуева, вероятно, было крупным, если в посеве участвовали, кроме него, еще 6 человек.
    По "Именному списку" (1845 год) в Верхнеуральском уезде высеявших от 100 и более пудов - насчитывалось 106 человек (ЦГИА РБ. Ф. И-2,оп. 1, д. 5406, л. 56-62). От 100 до 150 пудов высеяли 83 хозяина, от 150 до 200 пудов - 17 и свыше 200 пудов - 6. В деревнях Юлдашевой, Байрамгуловой, Карагужиной, Наурузовой и Юламановой таких людей набиралось 5-6. Более 200 пудов высеяли Гумер Кулушбаев и Алтынбай Исянгалин из деревни Рахметовой, Габдулвахит Габдрахманов их деревни Баимовой, Яушбай Мулдаев и Мансур Хасянов из деревни Исламгуловой. Самый крупный посев пинадлежал Баймухамету Абдулвагапову из деревни Базаргуловой. Он высеял 250 пудов.
 


Ручная деревянная мельница.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Сайт управляется системой uCoz