Башкиры имеют богатое фольклорное наследие. Ведущее место в устно-этническом творчестве занимают эпические произведения. Особо выделяется поэма "Урал", в которой рассказывается о Урал - батыре, эпическом предке башкир. Урал - батыр завоевал бессмертие в природе и своему народу. В эпических сказаниях "Кусяк-би", "Идукэй и Мурадым" повествуется о межплеменных распрях, о борьбе с татаро-монгольскими завоевателями. В эпосах "Кузый - курпэс и Маян - хылу", "Заятуляк и Хыухылу" социально-политические явления сочетаются с темой любви и преданности.
Большое место в фольклоре башкир занимают сказки. Они представлены разнообразными, богатыми сюжетами- героические, волшебные, бытовые и др. Волшебные сказки обычно содержат веру в силы человека, в его возможности в борьбе с явлениями природы. Героические сказки содержат идеи и образы эпических поэм. Бытовые - отличаются злободневностью, показом социального неравенства, противопоставлением богатства - бедности, ум - глупости, добра- злу. Любимыми героями в сказках являются Таз ("плещивый"), падчерица, Алдар.
У башкир в прошлом большое распространение получили баиты.
Этно-поэтические повествования, которые рождались непосредственно за событием. В баитах кратко и выразительно рассказывается о различных бытовых происшествиях.
Художественно - поэтическое дарование башкир получило яркое выражение в народных песнях. В исторических песнях "Урал", "Буранбай", "Бииш", "Тафтиляу" раскрываются события, отражающие борьбу против национального гнета, повествуется о подвигах защитников народа - батырах. Особое место среди народных песен занимает народный батыр Салават Юлаев. В песнях "Таштугай," "Зульхизя" отражено бесправие женщины, отчаяние и тоска женщины, насильно отданной родителями замуж на чужбину. Из традиционных обрядовых песен наиболее распространенной была ("плач"). Она выражала личное горе вступавшей в брак девушки.
Башкирские песни по своей напевности делятся на протяжные узун-кюй и быстрые, динамичные - кыска - кюй - шуточные и танцевальные мелодии. Особенно такмаки - веселые песни с прибаутками, выражающие народный задор, юмор, жизнерадостность.
В истории развития духовной культуры башкир значительное место занимают народные музыкальные инструменты. В глубину веков уводят исторические сведения о древнейших музыкальных инструментах, таких как курай и кубыз, кыл-кубыз, сорнай, дунгур.
Курай - коренной житель Башкортостана и вобрал в себя многовековую историю народа- своего создателя. О древности курая говорит такой факт: башкирская народная мелодия «Звенящие журавли», исполняемая только на курае, имеет более чем 1000- летнюю историю. Об этом свидетельствуют упоминания о курае в древних эпосах «Акбузат», «Кара Юрга», «Куныр Буга».
Традиционный курай изготавливается из полого стебелька зонтичного растения. В военно-походных условиях применялся металлический курай, с 1976 года изготавливается из деревянного шпона. Из поколения в поколение искусство игры на курае бережно хранится и передается народом.